Дыхательные упражнения, применяемые при заболеваниях легких



В настоящее время увеличился уровень загрязнения окружающей среды, поэтому все чаще люди имеют проблемы с органами дыхания. В ходе таких болезней внешнее дыхание начинает функционировать неправильно из-за того, что ухудшается эластичность легочных тканей, нарушается нормальный обмен между вдыхаемым воздухом и кровью, уменьшается проводимость бронхов.

Оглавление:

Во время лечения различных заболеваний легких часто комбинируются медикаментозные методы лечения и различные немедикаментозные, которые тоже назначает только врач. Самостоятельно лечиться нельзя, так как это может привести к весьма печальным последствиям. Только врач может назначать необходимое лечение исходя из конкретного случая заболевания легких, используя индивидуальный подход.

Когда заболевание длится долго, происходит напряжение всех дыхательных мышц, а дыхательная гимнастика помогает быстрее избавиться от утомления и напряжения этих мышц и диафрагмы. Когда человек здоров, в его дыхании принимают участие грудная и брюшная полости одновременно. А при заболеваниях легких может неправильно функционировать одна или несколько полостей. Больные такими болезнями, как хронический обструктивный бронхит или астма, во время вдыхания воздуха делают напряжённый, укороченный вдох, а выдох у них удлинён и ослаблен. Для облегчения процесса вдоха-выдоха желательно использовать специальную дыхательную гимнастику, способствующую улучшению работы мышц на всех фазах дыхания.

Виды дыхания

  • Нижнее — участвует только диафрагма.
  • Среднее — принимают участие межреберные мышцы, а грудная клетка расширяется и немного поднимается.
  • Верхнее — поднимаются только ключицы и плечи, при этом диафрагма немного втягивается.
  • «Полное дыхание йогов» (смешанное) соединяет в себе все предыдущие типы, при этом все части легких равномерно вентилируются.

Упражнения: диафрагмальное дыхание

При астме и хроническом бронхите образуется вязкая, с трудом отходящая мокрота. Для того чтобы улучшить процесс откашливания мокроты, применяют различные динамические упражнения, при которых, выполняют форсированный удлинённый выдох и диафрагмальное дыхание.

Очень полезное и простое упражнение. Выполнять его можно во всех периодах протекания болезни, даже при обострении. Вам понадобятся: сосуд с водой, трубочка или небольшой шланг (можно взять и соломинку для коктейля).



Выполнение: нужно глубоко вздохнуть, а выдыхать очень медленно и через трубочку в воду. Выполнять упражнение нужно 4-5 раз в день поминут.

Принять исходное положение, то есть, лечь на пол. Затем на счётдлительно и глубоко выдохнуть, вовлекая в процесс дыхания мышцы брюшного пресса, живот, при этом, втягивать. На счёт 4 нужно вдохнуть, выпячивая при этом живот. После этого быстро сократить мышцы живота и глухо покашлять. Это упражнение выполняется лёжа, сидя, стоя, то есть, как удобно пациенту.

Принять исходное положение, затем максимально близко подтянуть свои колени к груди и обхватить руками голени. Сделать полный выдох, потом диафрагмальный вдох и вернуться к исходному положению. Заканчивается оно кашлем, при котором нужно сократить мышцы брюшного пресса.

Данное упражнение выполняется как лёжа, стоя, так и сидя.

Динамические упражнения, сопровождающиеся форсированным выдохом

Данные упражнения выполняются стоя, при этом ноги на ширине плеч.



Разведите свои руки в стороны, при этом держа их прямо и на уровне плеч. Ладошки поверните вниз, а пальцы разведите, затем скрестите руки перед грудью и ударьте кистями по лопаткам и сильно выдохните.

Поднимитесь на носочки, руки поднимите вверх, сплетя при этом пальцы. Затем на счёт 1 опуститесь на стопы и сделайте наклон вперёд, при этом энергично сделайте движение руками вперёд-вниз-назад (похожее на удар топора). Одновременно с этим сильно выдохните. После на счёт 2 медленно вернитесь в исходное положение.

Примите исходное положение, поставьте ноги на ширине «лыжни». Затем поднимитесь на носки и немного нагнитесь вперёд, вытянув руки вперёд, а кистями как бы сжимая лыжные палки. После этого на счёт 1 опуститься на стопы, присесть, наклонившись вперёд, коснуться бёдер животом и отвести руки вниз и назад. Выдохните. На счёт 2-3 оставайтесь в наклонном положении, но при этом сделайте ногами пружинящее движение, затем завершите выдох. Теперь вернитесь в исходное положение и диафрагмальный вдох.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Упражнения в данном комплексе активно включают в действие все части тела и вызывают общую физиологическую реакцию организма. Все упражнения делаются в одно время с резким и коротким вдохом через нос, сжимая грудную клетку при этом. Данная гимнастика применима даже при таких болезнях, как туберкулез.



Таким образом, для улучшения самочувствия заболевший человек может выполнять различные дыхательные упражнения. Особенно это полезно для лечения бронхиальной астмы и бронхита хронического. Специальная дыхательная гимнастика при правильном выполнении способствует повышению функциональных возможностей дыхания — человек будет дышать нормально и свободно.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Статьи по теме

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию

у наших экспертов



© 2004 — 2018 Doctor.kz

Все права защищены. Перепечатка материалов только с указанием на источник.

Внимание! Информация, опубликованная на этом сайте, является справочной или популярной. Диагностика и назначение лекарственных препаратов требуют знания истории болезни и непосредственного обследования врачом. Мы рекомендуем Вам, для исключения случаев недопонимания, по вопросам применения лекарств и диагностики обращаться к лечащему врачу.

Источник: http://doctor.kz/fitnes/news/2014/05/28/16423

Дыхательная гимнастика

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха .



Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания, могут быть следствием различных заболеваний.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль над правильным дыханием.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох происходит плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

— выдыхать следует, пока не закончится воздух;



— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

(листопад, «полет бабочек» в зависимости от сезона, полет птиц)

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.



Оборудование: бумажные снежинки (бабочки, птицы и т. д.), размер 3х5 см.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой снежинке привяжите нитку длиной 15 см, нитки прикрепите к картону на некотором расстоянии друг от друга.

— Смотри, какие красивые снежинки! Помоги покружиться им в воздухе (взрослый дует на снежинки) Смотри, закружились! Теперь ты попробуй подуть. Ребенок стоя дует на снежинки. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.



Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение «дождик».

Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.



Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги листочки; трубочка, корзина.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

— Скажи, какое сейчас время года (осень). Осенью происходит листопад — разноцветные листья падают с деревьев. Когда дует ветер — все листья разлетаются в разные стороны по земле! Давайте подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

— Давайте соберем листочки в корзину. Взрослый с ребёнком собирают листья. Затем игру можно повторить снова.



Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят летом — на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

— Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно — чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашюты.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.



Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Завертелась как мельница! Если подуть еще сильнее – то и вертушка завертится быстрее.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Необходимо выбрать колокольчик из легких материалов. Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.



Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Необходимо подытожить, какой карандаш сдвинуть с места тяжелее.

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: шарик для тенниса, «ворота» изготовленные из стаканчиков от йогурта.



Ход игры: Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

— Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке;

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.



Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; картон покрытый клеенкой или большая миска с водой.

Ход игры: На стол положите картон (или поставьте таз с водой), в котором плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

— Представь, что Ветер. Помоги кораблику доплыть до правого берега (затем до левого). Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. Молодец!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.



Оборудование: стакан, с кипяченой водой, трубочки для коктейля, или прозрачный вымытый корпус от ручек предварительно.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

— Ты когда-нибудь видел бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.



Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра для коктейля, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.



Оборудование: керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки.

— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.



Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

— Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки — начинаем играть!

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянные бутылочки (высота пузырька около 9 см, диаметр горлышка 2 см).

Ход игры: Взрослый показывает детям пузырёк и предлагает игру.

— Вот какая музыкальная бутылочка — гудит как труба (если налить в разные бутылочки разное количество воды получатся бутылочки с разным звучанием). Взрослый подносит бутылочку к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Следует помнить: чтобы бутылочка загудела, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует, несколько секунд, не напрягаясь.

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: прямоугольник из картона 15 х 20 см с вырезанным «окном» к верхнему краю которого, приклеены полоски из салфеток это «шторы» (размер: 15×1 см).

Ход игры: Покажите детям, как можно подуть на полоски, словно ветер дует на шторы открытого окна.

Источник: http://maugli.caduk.ru/p58aa1.html

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛЕГКИХ

Дыхательная гимнастика — один из способов лечения бронхиальной астмы и хронического бронхита. Она направлена на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления свободного и экономичного дыхания.

При длительном течении легочных заболеваний повышается напряжение всех дыхательных мышц, что может приводить к их утомлению. Основной объем работы дыхания (60-90% в состоянии покоя) выполняет диафрагма — тонкая мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. Задачей дыхательной гимнастики является лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы. Разработан комплекс специальных упражнений, с помощью которых обеспечивается нормальный режим их работы.

При хроническом обструктивном бронхите и астме напряженный и укороченный вдох сменяется удлиненным и ослабленным выдохом. Различные варианты дыхательной гимнастики обеспечивают должную координацию работы соответствующих мышц во время всех фаз дыхания.

Диафрагмальное дыхание

Вязкая, с трудом отходящая мокрота — характерный признак астмы и хронического бронхита. В свою очередь, непродуктивный кашель (без мокроты) может вызывать рефлекторное усиление удушья. Для улучшения откашливания мокроты используют динамические упражнения с форсированным удлиненным выдохом и так называемое диафрагмальное дыхание («дыхание животом»). Приведем несколько упражнений.

Выдох с сопротивлением

Наиболее простое, но очень важное упражнение, улучшающее механические свойства легких и нормализующее газообмен, — выдох с сопротивлением. Его можно делать в любом периоде болезни — и при обострении, и в ремиссию. Выполняется упражнение очень просто, для него нужны только сосуд, наполненный водой, и трубочка или небольшой шланг (подойдет и соломинка для коктейля). После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду. Упражнение желательно повторять 4-5 раз в день поминут.

Упражнение на диафрагмальное дыхание

Исходное положение — лежа на спине. На счетсделать мощный, длительный, глубокий выдох с вовлечением мышц брюшного пресса (при этом живот нужно сильно втянуть), на счет 4 — сделать диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем, быстро сократив мышцы живота, глухо покашлять. Упражнение на диафрагмальное дыхание можно делать лежа, сидя, стоя и даже во время занятий бегом или ходьбой.

Выжимание лежа

Исходное положение — лежа на спине. Максимально близко подтянув колени к груди, обхватить голени руками. Сделать полный выдох с усилием и, сделав диафрагмальный вдох, вернуться в исходное положение.

Окончить упражнение кашлем, сократив мышцы брюшного пресса. Упражнение на выжимание можно также проводить, сидя на стуле или стоя.

Динамические упражнения с форсированным выдохом

Эти упражнения выполняются в исходном положении стоя, ноги на ширине плеч.

Развести прямые руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх, пальцы разведены. Быстро скрестив руки перед грудью, одновременно ударить кистями по лопаткам, громко и сильно выдохнуть.

«Рубим дрова»

Подняться на носки, прогнуться. Руки (пальцы сплетены) поднять вверх и немного отвести назад. На счет 1 опуститься на стопы, сделать быстрый наклон вперед с энергичным движением руками вперед-вниз-назад (как удар топором), одновременно громко и сильно выдохнуть. На счет 2 плавно вернуться в исходное положение.

«На лыжах с горы»

Исходное положение — ноги на ширине «лыжни. Подняться на носки, слегка нагнуться вперед, руки вытянуть вперед, кисти как бы сжимают лыжные палки. На счет 1, опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед. Коснуться животом бедер, отвести руки максимально вниз и назад, слегка расслабив кисти. Выдохнуть. На счет 2-3, оставаясь в наклонном положении, сделать пружинящее движение ногами и завершить выдох. Вернуться в исходное положение с диафрагмальным вдохом.

«Ударяем по лопаткам»

Развести руки в стороны и вверх, подняться на носки, прогнуться. Опускаясь на стопы, сделать наклон вперед, округлив спину. Руки резким махом скрестить перед грудью, ударить кистями по лопаткам и сделать громкий, сильный выдох. Затем развести руки в стороны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза ударить по лопаткам кистями, продолжая выдох. Вернуться в исходное положение, сделав диафрагмальный вдох.

Наш сайт — это сокращенная версия популярной украинской медицинской газеты "Здоров'я і Довголіття". Из каждого номера газеты на сайте публикуется только один материал. Полную версию Вы можете читать, оформив подписку на печатное издание в любом почтовом отделении Украины (подписной индексна украинском языке ина русском языке) или оформив подписку на электронную версию газеты.

  • ТЕХНИКА «СТАКАН ВОДЫ» — ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЕМ «ТИБЕТСКОГО ПЯТИЛИСТНИКА»

Материалы сайта предоставляются в образовательных целях и не отменяют необходимость в профессиональной врачебной консультации.

Использование статей сайта возможно только при наличии прямой и активной ссылки на источник.

Источник: http://www.zid.com.ua/rus_creativework/dyhatelnaya-hymnastyka-pry-zabolevanyyah-lehkyh

Дыхание, которое лечит

Когда мы говорим о чудодейственных свойствах дыханий, на ум сразу приходят загадочное дыхание йогов, дыхательные гимнастики Бутейко и Стрельниковой, которые и здоровым-то людям осваивать нелегко. A что делать, например, инвалидам – детям и взрослым? Как им использовать целительную силу дыхания? Рассказывает ст. н. с. кафедры диагностики и лечения тяжелых хронических заболеваний методами альтернативной медицины Всемирного университета гуманистов им. А.Д. Сахарова и Д.С. Лихачева, зав. лабораторией трудотерапии и технических средств оздоровления Марина ГАГАРИНОВА.

— Как раз практически здоровые люди без специальных дыхательных упражнений могут и обойтись. Им хватает бега, катания на лыжах и коньках пр. А вот при различных хронических заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата и ДЦП, когда нормально двигаться человек не может, происходит также ослабление дыхательной функции. По мнению врачей, восстановление полноценного дыхания является одной из важнейших задач при реабилитации страдающих этими заболеваниями детей и взрослых. А использование для дыхательной гимнастики простейших поделок, сделанных своими руками – это еще и социальная адаптация инвалидов в обществе.

— Выбирать дыхательные упражнения нужно, консультируясь с врачами, потому что нарушения дыхательной функции многочисленны, и не всегда то, что хорошо одному человеку, подойдет и другому. Тем не менее специалисты убеждены: каждый из нас может и должен тренировать дыхательную мускулатуру и учиться контролировать свое дыхание.

Дыхательные упражнения улучшают нервно-психическое состояние больных детей и взрослых, оказывают общее оздоровительное действие, активизируют защитные силы организма. Однако к условиям, в которых эти упражнения выполняются, врачи предъявляют определенные требования.

Прежде всего помещение для занятий дыхательной гимнастикой должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Во-вторых, необходим контроль за эффективностью упражнений. Он должен осуществляться врачами или медработниками. Об эффективности занятий мы судим по изменению заболеваемости наших пациентов респираторными вирусными инфекциями и др., а также исходя из педагогических наблюдений.

— Особенность наших тренажеров для дыхательных упражнений – в том, что эти простейшие конструкции и поделки легко сделать своими руками. Совместный групповой труд ведет к социализации и адаптации пациента в коллективе. Вы бы видели, с каким восторгом и увлечением не только дети, но и взрослые инвалиды, часто люди преклонного возраста, занимаются этим легким, приятным трудом! Благодаря игровой форме труда участники еще сильнее чувствуют свое единство, испытывают радость общения и творчества, а когда им что-то удается, преисполнены сознанием своей значимости.

Это тем более важно, что многие дети-инвалиды, попадающие к нам на реабилитацию, имеют задержку психического и речевого развития, а также нарушение координации движений и двигательно-моторных функций. У таких детей, как и у взрослых инвалидов, самооценка гораздо ниже, чем у здоровых сверстников. Им очень трудно устанавливать контакты с людьми, они застенчивы, часто страдают депрессивными состояниями. Трудотерапия в игровой форме оказывается очень эффективным способом преодоления этих состояний и самореализации, самораскрытия личности человека.

— Вспомним, что наши пациенты имеют физические нарушения, ограничены в развитии, социально не адаптированы. А трудовая терапия это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций. С физической точки зрения она восстанавливает или повышает мышечную силу и подвижность в суставах, создает подходящие условия для того, чтобы больной научился использовать свои остаточные функции. В психологическом плане трудотерапия развивает внимание, усидчивость, успокаивает, вселяет надежду на выздоровление. А с социальной точки зрения это возможность для больного находиться в коллективе.

Взрослые инвалиды изготавливают простейшие приспособления для дыхательной гимнастики сами, а дети совместно с педагогом и родителями. Эти простейшие трудовые приемы развивают мелкую моторику пальцев, тренируют двигательную функцию, органы чувств и соответствующие участки мозга, заставляя организм активно включать процессы самовосстановления.

Но главный оздоровительный эффект все-таки производят положительные эмоции, вызываемые сочетанием трудотерапии с дыхательными упражнениями в игровой форме.

— Для этого мы вместе с пациентами создаем поделки, которые в домашних условиях могут служить приспособлениями для дыхательных упражнений. Они крайне просты в изготовлении и не требуют дополнительных затрату но вместе с тем являются реальными техническими средствами.

— Ну, например, можно подвесить за нитку к люстре обычный воздушный шарик, или несколько на разной высоте. Берем соломинку или трубочку для коктейля и дуем на шарик. Струя выдыхаемого воздуха отклоняет его то в одну, то в другую сторону.

Или другой пример: поделка, которую сами дети назвали «свистулька не свистящая». Вы помните пластмассовые или деревянные свистки, которые в нашем детстве можно было купить в игрушечном магазине? Дети в них с удовольствием свистели и развивали дыхательную мускулатуру. Так вот, простейшую свистульку, которая не свистит, можно сделать своими руками из обычной пластиковой бутылки емкостью 0,5 л. Срезаем у бутылки низ и закрываем его любой сеточной, закрепляя скотчем. В пробке делаем отверстие, куда плотно вставляется трубочка для коктейля, а внутрь насыпаем шарики из фольги. Теперь переворачиваем бутылку пробкой вниз и дуем в трубочку: шарики поднимаются вверх и удерживаются в струе воздуха: чем длиннее выдох, тем дольше можно соревноваться на время. Это весело, к тому же замечательное дыхательное упражнение.

— Упражнения для тренировки вдоха нужны нам ничуть не меньше. Вот одно из наиболее эффективных – оно называется «перекачка воды». Для него нужны две одинаковые пластмассовые бутылки с крышками, емкостью от 0,5 до 1 л. В одной крышке делается два отверстия, в другой – одно. Обе бутылки соединяются между собой посредством медицинских трубок для капельницы, которые можно купить в аптеке. Бутылка с двумя отверстиями остается пустой; другую бутылку наполняем водой. В крышку пустой бутылки вставляем неглубоко (около 1 см) один конец трубочки, другой ее конец пропускаем в бутылку с водой до самого дна. Вторая медицинская трубочка вставляется через второе отверстие в пустую бутылку, свободный конец остается снаружи. Задача участника – делая вдох, перекачивать воду из одной емкости в другую. Упражнение увеличивает жизненную емкость легких, к тому же человек снимает стресс и отвлекается от навязчивых мыслей. Но есть еще одно устройство, дающее аналогичный эффект.

— Да, только у него больше объем, и для взрослых оно подходит лучше. Берем две пластиковые бутылки различной емкости (5 л. и 2 л.). Большую бутылку обрезаем сверху (не до конца). В маленькой бутылке отрезаем дно, а в ее крышке делаем отверстие и вставляем медицинскую трубку от капельницы. Теперь маленькую бутылку вставляем в большую, внутрь которой наливаем воду на 1/2 или 1/3 объема. Когда мы делаем вдох через трубочку, вода из большой бутылки заполняет маленькую. Это и тренировка дыхательной системы, и способ посмотреть, как развиты легкие – насколько быстро способен человек перекачивать воду как по времени, так и по объему.

Обратите внимание: если инвалид и не в состоянии сам сделать это приспособление, то вполне может украсить бутылку аппликацией, закрепив скотчем. Человек видит, что может делать простое, нужное и полезное дело своими руками; эта работа становится для него творчеством и способом социальной адаптации.

— Можно организовать воздушный футбол. Вам потребуется обычный стол. С двух сторон вы ставите ворота из любых предметов, например, книг, или приклеиваете к столу скотчем параллельно друг другу две трубочки от коктейля. Предложите ребенку самому сделать из бумаги, сминая ее в комок, маленький мячик. Теперь по очереди, дуя в коктейльные трубочки, забивайте голы в ворота друг друга. Это одновременно игра и дыхательное упражнение. К тому же оно способствует координации внимания, снимает нервное напряжение, помогает адаптироваться в кругу близких людей.

Аналогичная игра под названием «Дуйбол» даже рекомендована к использованию в проекте «Здоровье нации». Это настоящая дыхательная атлетика.

— Изобретатель этой игры Николай Адащик задумал ее для развития силы легких у здоровых взрослых и детей, для веселого досуга и даже для проведения всемирных соревнований в личном и парном разряде. Суть в том, чтобы в специальном устройстве дуть на шарик с противоположных сторон, стараясь победить партнера. При этом в работу включаются все элементы дыхательной мускулатуры, то есть «Дуйбол» — это соревновательный вариант дыхательной гимнастики. Но у игры есть и противопоказания: она не рекомендуется людям, страдающим синдромом нейрогенной гипервентиляции, обмороками, эпилепсией.

— Мы видоизменили эту игру, и в таком виде ее можно использовать даже для инвалидов – детей и взрослых. На двух концах стола устанавливаются «ворота» — книги. От одних до других ворот по всей длине стола из книг сооружается «коридор» шириной, допустим, 20 см. Книги располагаются параллельно. В середине коридора ставится легкий шарик (например, для настольного тенниса). Участники игры, сидя в инвалидных колясках или на стульях, по очереди дуют на шарик, стараясь загнать его в ворота на противоположной стороне стола. Участников можно разделить на две команды, а шарик сделать своими руками, использовав «кольца Борромео».

— Кольца Борромео – это несколько одинаковых колец, вырезанных из пластмассовых бутылок (ребрышки), вставленных одно в другое и переплетенных одним разрезанным и вновь соединенным кольцом. Поворачивая их друг относительно друга, можно сделать легкий и довольно упругий мячик. Оживить игру можно, уменьшая ширину коридора до 12, 10 см, расставляя книги зигзагом. Такая игра не только тренирует легкие, но и дает позитивный настрой, снимает психическую напряженность и способствует процессу реабилитации.

  • Да
  • Нет
  • Отлично! Обращайтесь в любое время =)
  • Поищите в метке: дыхание или впишите то, что нужно ниже:

    Похожие новости

    Комментарии (0)

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Источник: http://natural-medicine.ru/stati/2732-dyxanie-kotoroe-lechit.html

    Дуть в трубочку в воду

    Как я использую котейльные трубочки для развивающих игр

    сначала не поняла, что за котельные трубочки))), потом дошло, что все коктейльные))).

    Наш марафон. День 10.

    Рисовали воздушными фломастерами

    дули в воду через разные трубочки

    еще дули в дудочку, а вот мыльные пузыри разлили по дороге домой(( а сделать нормальный раствор у меня не получилось

    Сегодня будем продолжать дуть свечи и все же сходим за новыми пузырями

    Уж очень погода стала хорошая, но все равно стараемся все делать, спасибо большое, реально маме не даете ленится))))

    И даже папу подключили в воздушный футбол играть)

    Это наше первое задание в этом марафоне. В свисток и трубочку мы дуем, а вот со свечками наш первый опыт: по началу испугался, а потом втянулся. И на водичку дуть понравилось.

    ИГРАЕМ С КОКТЕЙЛЬНЫМИ ТРУБОЧКАМИ

    Как научить малыша пить из трубочки?

    Советы ЛОГОПЕДА

    Девочки, кому нужен хороший логопед, могу порекомендовать. У дочки очень массивная уздечка, нам ее и подрезали, но этого не хватило. Сказали нужно будет еще операцию. Но мы обошлись без нее. Если кому интересно, вот ссылка http://logopediy-dly-detey.ru/

    советы логопеда

    седня были у логопеда и она посоветовала делать эти упражнения. думаю кому нибудь это тоже нужно.

    седня были у логопеда и она посоветовала делать эти упражнения. думаю кому нибудь это тоже нужно.

    так для себя. но может и кому то еще пригодится.

    артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

    Леська, спасибо большое, я вот хотела поискать упражнения для своей, а то половину букв не выговаривает.

    классная инфа, наверно на будущее нам… интересно с какого возраста это актуально все делать?

    Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

    логопедия. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

    Развивающие занятия,игры..

    Супер! Столько стишков и потешек беру в закладки

    артикуляционная и дыхательная гимнастика

    Практические, полезные советы для развития речи. Ч.2

    Вика, я долго откладывала писать комент. Прочитала все три части. Пока по всех ссылка не перешла и не посмотрела где что не могла успокоится. Очень хорошо и умно подготовленные советы. Воспользовалась некоторыми. Например дули на перышки, листики, постоянно горячее остужаем. Все идет на ура. Надеюсь и нам поможет и мы начнем много говорить))) Спасибо за статьи

    огромнейшее спасибочки. особенно за рекомендации книг. а то я уже голову сломала что еще приобрести.

    И советы очень нужные. Еще раз спасибо

    дыхательная гимнастика для детей

    Развитие речи. Игры от года до трех.

    Развитие речи. Игры от года до трех.

    Как избавить ребёнка от кашля играючи.

    нам как раз сейчас необходимы такие упражнения.

    Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.

    Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.

    Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

    Сегодня сделали снег))) Мяли его с удовольствием. Действительно настоящий снег получился, только не тает)))) И, кстати, очень легко убирается. Так как у нас он летел в разные стороны)))) Достаточно просто подмести))) Собрали в коробочку, закрыли крышечкой, завтра опять лепить будем))))) До этого лепили пластилин. Нравилось. Но от снега вижу доча просто в восторге была. Лепила шарики, собирала в миске и кидала на пол, потом смотрела мультики и не выпускала тазик со снегом из рук, просто мяла его, гладила, сжимала в кулачках. Он одновременно и сыпучий и липнет. Супер! Понравилось очень))) Спасибо, Светлана)))

    Спасибо вам огромное за статью.

    Если беспокоит отсутствие речи: домашние задания.

    Всем доброго дня!

    Отличные рецепты. Моя дочура пока все рвет и ест… 🙁 Тоже сенсорика для рук и языка. Главное, не объелась бы ))). Но вот когда стоит «бить тревогу» что ребенок не говорит?

    Моей 1,4. Болтает без умолку что-то на своем «китайском». Главное в песочнице такие же козявки ее понимают, хотя сами говорят отдельные вполне внятные слова.

    Я сама педагог, правда преподаю в старших классах. Но училась, педагогика была общая. И практика была и в д/с, и в началке. Даже, помниться, после ВУЗа приглашали к деткам с задержкой развития. И тогда все знала, удачно справлялась и с проблемами речи, и физической задержкой.

    Со своим ребенком — вообще ничего не понимаю. Пока я соображаю «что делать», она уже сама всему научается. 🙂

    Это статья — просто бомба… Много информации и видела на других сайтах, но тут собрано все и разложено по полочкам. Нам по показаниям 2 раза в день лфк нужно делать, можно теперь идти в магазин ближайший-парк-бабушкин сундук и ребенок будет счастлив) Как я рада, что тут есть фото как это примерно должно выглядеть, огромное вам спасибо!

    развивающие игры для ребенка 1-3г

    Как сделать мыльные пузыри

    Полезные советы

    Марафон занятий с ребенком для ленивых мам.дни.

    здоровски! оригинально поделка из диска, надо тоже сыну свечки дать подуть, пусть учится, у нас до дня рождения еще далеко… эх… как быстро они растут

    Ааааа капец, снег. С трубочками молодец Алинка, не растерялась :)) И подсолнух клевый, тоже попробуем такой сделать. А что за книжка у вас, как называется?

    А я пока никак не могу научить дуть.

    Что за район? Горизонт? Или БАМ?

    Рекомендации логопеда (кому обещала написать упражнения)

    супер, спасибо) вам удачи и будем пробовать

    Огромный пост на тему: аллергии на пыль и пыльцу, отдышки и астмы, и методы борьбы со всем этим

    А вот соляные пещеры про которые Вы писали находятся приблизительно за 100 км от меня в Солотвино. Но их давно закрыли, там пласты смещаются постоянно и все рушится вниз. Так что рисковать не стали ((((

    Алена, вы в основном пишите про аллергию на клеща, а можете что то по конкретнее написать про плесень? Или у вашего ребенка на нее не большая аллергия? Мы уже 6 месяцев на Интале сидим, врачи разводят руками, а я чувствую что все ближется именно к астме. Не знаю как с этой плесенью бороться, живем в частном доме((

    Источник: http://www.baby.ru/popular/dut-v-trubocku-v-vodu/

    Дыхательная гимнастика для лежачих больных. Какая бывает? Примеры?

    Дыхательная гимнастика для лежачих больных. Какие имеет особенности?

    Как долго должна длиться такая зарядка и сколько раз в день?

    Есть ли противопоказания?

    Самая простая дыхательная гимнастика и профилактика застоя в легких для лежачих больных, это взять стакан с водой, трубочку и дуть через трубочку в воду, делая пузыри. При этом вентилируются нижние отделы легких, как раз те, в которых и происходит застой при долгом лежании, и как следствие застойная пневмония.

    А еще можно надувать воздушные шарики или надувные игрушки.

    Делать такую гимнастику нужно хотя бы по 5-7 минут 5-6 раз в день.

    Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-lezhachih-bolnyh-kakaja-byvaet-primery.html

    Развитие речевого дыхания (Часть 1)

    — выдох происходит плавно, а не толчками;

    — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

    — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

    — выдыхать следует, пока не закончится воздух;

    — во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Педагог дует на бабочек.

    — Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

    Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

    Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

    Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

    Источник: http://prosto-deti.ru/index/0-373

    Дуть через трубочку в воду

    Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

    Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

    Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

    – Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

    По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

    Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

    Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

    Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

    Источник: http://www.e-reading.by/chapter.php/96621/153/Yanushko_-_Pomogite_malyshu_zagovorit%27%21_Razvitie_rechi_deteii_1%2C5-3_let.html

    Дуть через трубочку в воду

    Восстановление лёгких (после проникающего) ( 1 )

    Сам чувствую ся нормально, шрамы не болят, кашля с харкотой тоже почти нет.

    Кроме дутья шариков ничего из больницы не помню

    В принципе это и есть дыхательная гимнастика

    Можно конечно и физические упражнения и бег ,но ИМХО все же

    под контролем и в меру

    После стабилизации состояния я бы порекомендовал плавание.

    Для особо одарённых — йогу

    ещё метод — дуть через трубочку для коктейлей в ёмкость с водой.

    Со спиртом, коллега, со спиртом: Вдыхать-выдыхать, вдыхать-выдыхать.

    Со спиртом, коллега, со спиртом

    У меня там опечатка — букву «к» пропустил. Не «с водой», а «с водКой»

    ещё метод — дуть через трубочку для коктейлей в ёмкость с водой.

    Хочешь поржи, но прочитавши — протестировала методику . Хм, усилие совсем небольшое. неужели достаточно? Или это для таких случаев, когда совсем дышать нечем?

    Кстати: начал делать легкую зарядку минут 15, ну как в школе, дул шарики и вот после «занятий» попер кашель с кровавой сукровицей, и прочей бякой. Потом вроде словил тишину. Это типа «отходит» та жидкость?

    Кстати: начал делать легкую зарядку минут 15, ну как в школе, дул шарики и вот после «занятий» попер кашель с кровавой сукровицей, и прочей бякой. Потом вроде словил тишину.

    Фигасе. А потом как — отпустило?

    Тоже такое было, недели через три после подобной фигни, тока не детская зарядка и надувание шарика, а пробежка вверх по лестнице в офисе. Потом плющило весь день и еще ночью. ИМХО не должно так быть.

    простая ингаляция со звездочкой минут на 10 . Как вы думаете полезно ли это будет (

    Конечно. В идеале вообще неплохо бы небулайзер купить и дышать хоть физраствором.

    quote: Originally posted by Daina:

    Хочешь поржи, но прочитавши — протестировала методику . Хм, усилие совсем небольшое. неужели достаточно? Или это для таких случаев, когда совсем дышать нечем?

    Работает. Вполне. В реанимации используем вместе с воздушными шариками для профилактики застойной пневмонии

    не образуется ли снова жидкость?) Как считаете?

    Нет, конечно. Скорее всего, остатки осумкованной жидкости у Вас есть в плевральной полости. Которая не связана с собственно лёгочной тканью и дыхзательными путями

    Работает. Вполне. В реанимации используем вместе с воздушными шариками для профилактики застойной пневмонии

    Ясно. Ну как я и подумала — в реанимации, т.е. когда еще совсем нечем.

    А шарики — это видимо жосче, если топикстартера так прибило? Его ж уже выписали.

    Фигасе. А потом как — отпустило?

    Тоже такое было, недели через три после подобной фигни, тока не детская зарядка и надувание шарика, а пробежка вверх по лестнице в офисе. Потом плющило весь день и еще ночью. ИМХО не должно так быть.

    ну я в принципе сам решил мощно откашлятся, ибо наверно знаете что хотелось после упражнений сплюнуть ну и склонившись над раковиной изучал вот) А потом просто стал ртом воздух ловить и дыхание задерживать он и проходит у меня. Ибо долго кашлять тоже не могу (побаливать и колоть начинает раненый орган).

    Потом позже кстати тоже поехал по делам , стал ломится в центре в метро, по эсколатору, тоже на выходе откашливался, но не так сильно как дома , и безо всякой сукровицы. Заметил что дыша носом кашель практически не беспокоит , стоит дышать ртом кашель чаще беспокоит.

    Михон спасибо, видать хирурга)) . . . если найду деньги лишние то вырублю, а то что-то в нэте посматрел там все пару тыщ +- стоят.

    В больнице дышал через него раствором похожим на содовый?

    если найду деньги лишние то вырублю, а то что-то в нэте посматрел там все пару тыщ +- стоят

    ну да, штука не из дешёвых.

    ещё плавание хорошо. Даже просто в бассейне, хоть раз в неделю, если работа/финансы позволяют.

    И лучше всего настраиваться на то, что в будущем всё-равно придётся над лёгкими своими работать. Одному моему другу 10 лет назад удалили долю лёгкого. Плавание, небулайзер, утренние пробежки, отказ от курения. До сих пор.

    ну я в принципе сам решил мощно откашлятся, ибо наверно знаете что хотелось после упражнений сплюнуть ну и склонившись над раковиной изучал вот)

    А, вот как. А что тогда такое «тишину словил»? Я грешным делом подумала, что то же самое, что и «свет выключилсо» .

    Меня тогда после «упражнения» с лестницей действительно жоско прибило: на последних ступеньках дыхание просто перехватило, кашель непроизвольный, реально в морской узел завязало, обморок не обморок, но повело конкретно. Хорошо у нас на верхней площадке курилка была и стул стоял — а то бы на пол села. Мысль была такая: уймля, дурная голова организму покоя не дает, разбередила все нах .

    А у Вас где входное было — спереди или сзади?

    quote: Originally posted by saban:

    Михон спасибо, видать хирурга))

    Михон — хилюльг военный и ваще Человек

    Михон — хилюльг военный

    В далёком прошлом Ещё более далёком, чем хилюльг гражданский. Сейчас вообще в доктора не играю.

    В далёком прошлом Ещё более далёком, чем хилюльг гражданский. Сейчас вообще в доктора не играю.

    Настоящий доктор бывшим не бывает . В наилучшем смысле слова .

    Настоящий доктор бывшим не бывает

    Вспомнилась цитата из С.Довлатова — «врач всегда остаётся врачом. Даже если он, бля, на пенсии»

    Восстановление лёгких (после проникающего) ( 1 )

    Источник: http://forum.guns.ru/forummessage/80/369169.html

    Детский сад №10

    комбинированного вида п. Сафоново-1

    Правильное дыхание

    Уважаемые мамы и папы!

    Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

    Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всегос развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.

    Уважаемые родители! Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

    Перед началом дыхательной гимнастики вытерети пыль в помещении, проветрите его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользуетесь им.

    • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
    • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде
    • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
    • Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.
    • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
    • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).

    Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

    • Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

    Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

    Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

    Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

    Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

    — Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду. Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков!

    Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.

    У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.

    Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

    Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

    Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать досм. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя.

    Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

    Ветер дул на одуванчик —

    Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

    Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

    Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

    Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

    Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собрались мы в кружок,

    Завертелись как снежок.

    Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

    По волнам корабль плывёт.

    Ты вдохни, надуй живот.

    А теперь ты выдыхай

    И кораблик опускай.

    Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш. » или «ффф. ».

    Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов»

    Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

    Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

    Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну разноцветную птичку, сложенные из бумаги (оригами). Взрослый предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

    — Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка!

    На невысокий стол поставьте таз с водой. Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.

    — Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

    Взял соломку Игорёк,

    Надул мыльный пузырёк.

    Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

    Взрослый дает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

    Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите ребенку, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

    — Давай превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер – вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

    Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

    — Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

    Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

    Рекомендации: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпение вам и успехов!

    Источник: http://xn--10-6kcqum9b.xn--p1ai/dlya-vas-roditeli/nashi-sovety/sovety-uchitelya-logopeda/pravilnoe-dyhanie/