На Всесибирский литературный семинар, который проходил  в Барнауле 22-24 апреля 2015 года поступило  более сорока поэтических рукописей молодых авторов (до 35 лет). Половина из них пришла в руки руководителей секции «Поэзия-1», где мне довелось поработать в качестве сорукодителя вместе с Владимиром Алексеевичем Берязевым – секретарём правления СПР,  известным поэтом из Новосибирска, долгое время работавшим директором издательства «Мангазея», а затем главным редактором журнала «Сибирские Огни» и Виктором Фёдоровичем Кирюшиным – российским поэтом, переводчиком, эссеистом, издателем и редактором из Москвы.

Каждый из молодых авторов по-своему интересен. Каждый  искренне и предельно честно  раскрылся  в своих творениях – выставил на всеобщий суд самое дорогое – свой внутренний мир, душу и сердце. Но поэзия – суровая дама,  она всегда  требует большего.

Среди авторов, сумевших найти с нею общий язык – Саша Зайцева – человек, имеющий хорошее гуманитарное образование и опыт работы в журналистике. Избранное автором направление – свободная ритмическая нерифмованная поэзия. Стихи Саши Зайцевой  подобны морскому прибою, когда один живой образ набегает на другой. И чувствуется, видится, слышится – энергия этого прибоя  неисчерпаема:  явление, что называется, от бога.

Огромную роль  в данном случае играет импровизация. Автор подобен музыканту, который садится за рояль и начинает интуитивно – ниоткуда – «проявлять» мелодию. Стихи становятся инструментом, говорящим языком пространства. Поток жизни, её красок, звуков, движение  времени,  чувств и  сознания, заполняют  стихи Саши Зайцевой – в них бьётся  великий и вечный ритм  Природы.

Вечность свернется ракушкой,
и уснет перламутровым сном.
И если выйти на улицу,
будет Париж.

И − слышишь,
как с этих красивых мансард и крыш
сходит на город
сливовый вечерний
тон?
Дышит летний пряный аккордеон.
Слышишь, спичка вспыхивает,
трепещет, манит….

Саша Зайцева имеет свой богатый арсенал поэтического инструментария, ведь поэт всегда выходит за рамки известного, привычного – того, что предлагают учебники филологии. Здесь множество образов легко складываются в единое целое – автор всегда, в каждом стихотворении, создаёт своеобразную «точку сборки»: обычно это строка, на которой держится всё стихотворение. Говоря языком информатики, автор умеет  «забросить» в океан рождающихся образов  собственный алгоритм, который и даёт единый  неповторимый авторский образ. Это то самое умение, которое называется мастерством.

Вода уходящая обнажает спину берега.
Сядь на песок, и поедем на этом драконе в небо.
Но сладко пахнет несказанными еще бедами
парус твой, тяжелый от ветра и света.
Я знаю, что будет, и я начинаю медленно
считать до ста и камушки в ладони грею.
Вода отступает, густая, тяжелая, медная,
и знаю я, что досчитать не успею.

Пусть в меня бросит камень любой, кто считает поэзию трудом, но я думаю иначе. Поэзия – это голос мира, природы, голос твоей души. Поэт просто умеет слышать этот голос и воспроизвести его  с помощью слов. Поэзия – это всегда импровизация, приносящая  колоссальное чувство  единства с той Силой, что творит мир. Саша Зайцева обладает самым необходимым качеством, которое и есть источник стихии стихов – это чувство внутренней гармонии –  главный инструмент поэзии.

Людмила Козлова,
СП России, Лауреат многих литературных премий,
в том числе Премии им. С. А. Михалкова и
«Лучшая книга года» -2014 г (Берлин, Германия)