Сейчас я работаю над довольно крупной статьей, посвященной истории художников в Новосибирске. Хочу поделиться небольшим кусочком ценной информации, которую мне удалось добыть.

В Новосибирске, в Городском центре изобразительных искусств на Свердлова, 13 висит белая мраморная мемориальная доска. Ее можно увидеть на стене справа от лестницы на второй этаж. Доска гласит: «Вечная память и слава воинам-художникам, павшим на поле боя в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг….» — и пять имен.

Увы, об этих художниках не сохранилось информации в ГЦИИ, практически нет ее и у известного историка искусства Новосибирска Павла Муратова, наверное, есть какие-то сведения в архиве Союза художников, однако и до него нужно добраться — эта информация пока не обработана.

Мне стало очень грустно, что Новосибирск, где и так немного художников, не знает ничего о тех, кто был вынужден отложить кисти и заняться совсем не созиданием и творчеством. И я решила найти информацию про этих людей. В некоторых случаях это требовало изрядного терпения — например, чтобы найти данные на нужного мне Титова П.А. мне пришлось пересмотреть документы порядка 20 его полных тезок, которые числятся в базе «Мемориал».

Напомню, что когда началась война, была объявлена массовая  мобилизация в армию мужчин, родившихся в 1905-1918 годах. Через три месяца возрастной ценз призывников расширился до 1920 года. Под категорию 1905-1920 годов рождения подходило большинство художников Новосибирска…

И они объявили свой лозунг: «С момента объявления войны нет больше мирных профессий». И многие ушли на фронт. Некоторым удалось вернуться — как братьям Титковым, они потом еще успеют сделать многое в живописи.

Но были те, кто не вернулся.

КРЕМЕНСКИЙ Михаил Андреевич, родился в 1901 году в Новониколаевске. Учился во ВХУТЕИНе в Москве (1928—1931), потом вернулся в родной город.  Живописец, график, много публиковался в известном и очень авангардном для своего времени журнале «Настоящее» (выпускался в Новосибирске в 20-30-е годы).

В составе специальной бригады живописцев (Кременский, Ликман, Фокин, Шереметинская, Янин, руководитель — Тютиков) оформлял павильон «Сибирь» ВДНХ в Москве. Живописцы создали для шести стендов большие пейзажи и панно с темой индустриализации и колхозного строительства. Так же участвовал в оформлении Оперного театра. Последняя крупная работа – планы и эскизы реконструкции старого магазина «Детский мир» в Новосибирске под первый в городе художественный салон, который был открыт 9 февраля 1941 года.

На войну был призван в июне 1941-го Октябрьским районным военным комиссариатом города Новосибирска.

Служил красноармейцем в составе 19-й гвардейской стрелковой дивизии 23-го отдельного мотострелкового батальона Второй ударной армии – той самой печально известной 2-й ударной армии, которой с 20 апреля руководил Андрей Власов и которая, попав в окружение, была почти полностью уничтожена.

Но новосибирский художник Михаил Кременский погиб раньше, когда командующим армии был еще генерал-лейтенант Николай Клыков. 2-я ударная армия была сформирована для прорыва блокады Ленинграда зимой 42-го года, основной её целью было взятие Любани и соединение с ленинградским фронтом. Армия снабжалась крайне плохо, и бои велись с чудовищными потерями. Только за полчаса попытки форсирования Волхова в начале января 1942 армия потеряла убитыми и ранеными 3000 (!) человек. По свидетельствам историков, в армию не прибыла армейская артиллерия, не сосредоточилась авиация, не были накоплены запасы боеприпасов. Те соединения, которые прибыли, испытывали значительный недостаток в оружии, средствах связи, транспорте, продовольствии и фураже.

13 февраля 1942 года, выдержав более месяца самых жестоких боев, Михаил Кременский погиб под деревней Гузи Ленинградской области (ныне Новгородская область).

В Новосибирске у него остались жена и сын Борис 1938 года рождения, который впоследствии тоже стал художником (Кременский Борис Михайлович). Он – живописец и график, выставляется в новосибирской галерее «Декарт», участвует в выставках Союза художников,  Член Союза художников СССР и России.

Вот картина, которая, возможно, была написана погибшим на войне Михаилом Кременским. Впрочем,  факт авторства может быть оспорен.

ТИТОВ  Павел Александрович, родился в 1901 году в селе Балаганском  Иркутской области, жил в Новосибирске, работал художником-оформителем, создавал живописные и графические работы. На одной из  региональных выставок 1930-х годов его картина «Каторга» стала едва ли не самым крупным явлением – ее очень высоко оценили критики. Этот его холст и еще одна работа, «Отступление колчаковцев», были приобретены в фонд создававшегося тогда художественного музея.

На фронт был призван 1 сентября 1941 года Заельцовским районным военным комиссариатом. В декабре пропал без вести, сведений о месте службы не сохранилось. Есть данные, что в Новосибирске его ждала жена – Мария Нечаева; были ли у них дети, неизвестно.

ЕВСТИГНЕЕВ Василий Кузьмич, родился в 1911 году в Татарской республике в селе Пестрицы, был в активе Союза Художников в 30-е годы. О его картине «Налет партизан на белогвардейский обоз», включенной в экспозицию краевой выставки в 30-е годы, журналист Итин писал:  «в ней хорошо передан холодный таежный колорит наступающих сумерек». До наших дней сохранились данные только о еще одной крупной живописной работе Евстигнеева – да и то, только название, но которое говорит о многом: «Шефы Красной армии».

На фронт его призвали из Заельцовского района Новосибирска 26 июня 1941 года. Он служил шофером в отдельном автотранспортном батальоне Почтовой службы № 571. В декабре 1941 года Василий Евстигнеев пропал без вести. Повестка была отправлена его племяннику: семью 30-летний художник создать не успел.

ФИЛИНКОВ Владимир Петрович (в книгах памяти и базе «Мемориал» числится как  Филенков). Родился в 1914 году, член ВЛКСМ, был очень «идеологически выдержанным художником». Достаточно сказать, что в середине 30-х из Новосибирска в Москву в качестве образца «сибирской живописи» была направлена картина Филинкова «Выборы в Верховный Совет РСФСР».

Однажды Филинков вместе с Евстигнеевым и некоторыми другими художниками написал письмо в газету «Правда», в котором они ругали  художника Зубарева, защищавшего формалистов. Впрочем, споры о том, как и что следует делать людям искусства происходят всегда.

Вместе с тем, Владимир Филинков был самоотверженным преподавателем рисунка и живописи – ведь тогда в Сибири художественных школ практически не было. Например, в начале 30-х годов была организована передвижная выставка, которая посетила города Кузбасса:  Анжеро-Судженск, Ленинск и Прокопьевск.  Филинков вместе с художником В.Титковым сопровождали выстаку и проводили экскурсии, консультации, занятия по рисунку, живописи, композиции. Известно, что за  один день через нее проходило более тысячи зрителей – представляете, каким изнурительным было это дело для Филинкова и Титкова?

На войну Филинков ушел в 1941-м. Он служил разведчиком 284-й стрелковой дивизии и был  убит 11 ноября 1942 года под Волгоградом.

ОГОРОДНИКОВ Василий Иванович (дата рождения неизвестна). В Новосибирске занимался монументальной росписью, участвовал при оформлении Оперного театра, работал под руководством художника Бертика.

Служил в звании младшего политрука, был  секретарем первичной комсомольской организации учебного батальона 232 стрелковой дивизии, погиб 5 июля 42 года.  Жена  Ольга, данных о детях нет.

 

 

Информация была собрана из ОБД «Мемориал» (замечательный проект, спасибо тем, кто его делает!), книг Павла Муратова, Книг Памяти и других источников (открытых и не очень).